* СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 206.
** СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6306.
*** СЗ РФ. 1999. № 3. Ст. 338.
**** СЗ РФ. 1998. №42. Ст. 5162.
***** СЗ РФ. 1999. №13. Ст. 1599.
****** СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 5970.
В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, укрепления конституционного права граждан на землю 26 июня 1999 г. принята Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2000 годы»*. В этом документе изложены основные итоги земельных преобразований в России в 1991—1998 гг., которые характеризуются тем, что 11,8 млн. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей; сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (270,2 тыс. хозяйств); в собственность граждан передано 63% всех сельскохозяйственных угодий. В то же время отмечается, что, несмотря на ряд положительных моментов земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно. На государственном уровне отсутствует четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы. Для устранения этих недостатков в Программе изложена система большого числа конкретных мероприятий.
* СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3379.
Важное значение для дальнейшего развития земельной реформы имеет принятый 2 января 2000 г. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре»*. Государственный земельный кадастр — это систематизированный свод документированных сведений, который создается и ведется в целях информационного обеспечения: государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; установление обоснованной платы за землю и иной, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.