Отдел вневедомственной охраны при УВД г.Ухта

Объекты, содержание, формы и субъекты конституционного контроля

Формы (виды) конституционного контроля еще более многообразны. Уже шла речь о том, что конституционный контроль может быть предварительным и последующим. Также различают: абстрактный (т.е. не связанный с конкретным делом) и конкретный конституционный контроль; обязательный и факультативный (т.е. осуществляемый только по инициативе управомоченного субъекта); решающий (или постановляющий) и консультативный (т.е. при не обязательности решения для подконтрольного органа); материальный (т.е. связанный с проверкой содержания акта) и формальный (т.е. связанный с проверкой компетентности органа, издавшего соответствующий акт, формы этого акта и процедуры его принятия); полный и частичный (т.е. распространяющийся не на всю, а лишь на определенную сферу отношений, урегулированных конституцией); внешний и внутренний (т.е. осуществляемый не иным, а самим органом, принявшим соответствующий акт) конституционный контроль.

В разных странах конституционный контроль могут осуществлять различные субъекты (органы). Как уже отмечалось, в рамках англосаксонской системы права такой контроль осуществляют общие суды во главе с высшим судом или только последний (США, Япония, Аргентина, Норвегия, Швеция, Австралия, Индия, Гана, Шри-Ланка, Филиппины, Эстония и др.), а в других странах — специализированным органом конституционного контроля (европейская модель). Этот орган чаще всего носит судебный характер и именуется конституционный суд, но иногда (например, во Франции, Тунисе, Марокко, Сенегале, Казахстане и др. странах) — несудебный или квазисудебный характер и именуется — конституционный совет. Особое место в таком самом общем разделении моделей конституционного контроля занимал конституционный контроль, существовавший в прошлом в СССР и других социалистических странах, где его ограниченные функции были возложены на сам парламент и его постоянно действующий орган. Сегодня в оставшихся по наименованию социалистических странах нет специальных органов конституционного контроля, как нет их и в Великобритании, где нет единой консолидированной писаной конституции и очень строго соблюдается принцип верховенства парламента. В отдельных странах (Италия, Греция, Португалия и др.) сделана попытка объединить черты американской и европейской моделей конституционного контроля, при которой судья, усомнившийся в процессе разбора дела в конституционности применяемого им закона, обращается в конституционный суд. В некоторых мусульманских странах создаются конституционно-религиозные советы (в Иране — попечительный Совет; в Марокко — консультативный Совет), состоящие из богословов и юристов и следящие за соответствием законов прежде всего Корану. В Пакистане, наряду с Верховным судом, осуществляющим конституционный контроль, существуют еще исламский совет, рассматривающий соответствие правовых актов Корану, и суд шариата, рассматривающий иски граждан, в частности, о несоответствии касающихся их актов шариату.

Страницы: 1, 2, 3

« Сущность и необходимость охраны конституции | Разработка и принятие Конституции РФ »
Конституционное право
Отдел вневедомственной охраны при УВД г. Ухта
Hosted by uCoz