Отдел вневедомственной охраны при УВД г.Ухта

Швейцарский федерализм

Кантоны, согласно Конституции страны (ст. 3) и их конституциям, суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен федеральной конституцией. Кантональные конституции часто определяют кантоны как «суверенные государства», «суверенные республики» и т.д. Хотя исследователи, в том числе и в самой Швейцарии, именуют суверенитет кантонов «теоретическим», кантоны имеют не только собственные конституции, но и свое гражданство, законодательство, равное представительство в Совете кантонов — верхней палате парламента (Федерального собрания), право законодательной инициативы в нем и т.д. Кантоны вправе самостоятельно создавать свои органы власти, иметь свою полицию, свой бюджет и собственные источники доходов. К исключительной компетенции кантонов относятся прежде всего больничное дело, поддержание порядка, коммунальное хозяйство и др. Федерация может делегировать часть своих полномочий кантонам. Во многих вопросах (параллельная компетенция) федеральные органы определяют лишь общие рамки, а практическая реализация соответствующих законов и постановлений возлагается на кантональные органы. Достаточно широка и сфера конкурирующей (совместной) компетенции.

Вместе с тем в швейцарской федерации обеспечивается единство и целостность союзного государства. Кантоны не обладают правом выхода из федерации. Конституции кантонов подлежат утверждению Федеральным собранием (п. 7 ст. 85). Споры о компетенции между федерацией и кантонами разрешает Федеральный суд. Статья 2 Конституции страны устанавливает примат федерального права над кантональным законодательством и конституциями кантонов, в связи с чем установлен достаточно широкий контроль и надзор за исполнением союзного законодательства кантонами (ст. 20, 37, 40, 102 и др.). К исключительной компетенции федерации, сфера которой имеет тенденцию к расширению, Конституция Швейцарии относит вопросы войны и мира, обороны, законодательство о правах и свободах граждан, денежно-валютной системы, федеральных налогов, таможенного дела, строительства и эксплуатации железных дорог, телекоммуникаций, атомной энергетики, научных исследований и др. Федеральное законодательство в определенных случаях предусматривает возможность замены кантонального исполнения законов федеральным, когда кантон не подчиняется ему. Федерация имеет широкие возможности финансового воздействия на поведение кантонов, поскольку значительная часть федеральных доходов, передаваемых кантонам, находится в ее руках. Предусматривается право прямого вмешательства федерации в дела кантонов (п. 6 ст. 85).

Страницы: 1, 2

« Германский федерализм | Бельгийский федерализм   »
Конституционное право
Отдел вневедомственной охраны при УВД г. Ухта
Hosted by uCoz