Периодически делайте копии охраняемой информации и помещайте их в надежное место.
Ограничьте выход информации до минимума.
Для того чтобы кого-либо ввести в заблуждение, информацию можно подвергнуть некоторой упаковке:
под-информация — дается информация правдивая, но разрозненная или неполная, или слишком общая;
сверхинформация — дается большое количество информации, но часть ее является бесполезной или ложной, но преподноситься так, чтобы это было невозможно обнаружить.
Ограничьте места приема посетителей и не оставляйте их одних.
Не злоупотребляйте набором временных сотрудников, которые часто имеют доступ к большому количеству информации. Остерегайтесь особенно тех "студентов", которым под сорок.
Дайте секретарю указание осаждать лиц, обнаруживающих интерес к необычной информации.
Закрывайте на ключ все важные документы в конце рабочего дня. Ничего, нигде не должно валяться.
Телефоны, телефаксы, телексы должны рассматриваться с точки зрения безопасности передачи информации. Следует применять код для сообщения особо важной информации (например, цены в ответе на коммерческое предложения).
Необходимо регулярно вновь и вновь повторять всем, от простого служащего до руководящего состава, элементарные меры безопасности. С этой точки зрения поведение руководства является основным.
Бдительность должна начинаться с головы и распространяться по всему организму до тех пор, пока не станет рефлексом.
Такой результат не достигается без усилий, но, в конце концов, выгода берет верх над небольшими неудобствами в самом начале.
Эти меры эффективны, но нельзя забывать, что хранить тайну, в конце концов, должны сами люди.
Иначе говоря, все служащие, а в особенности те, которые находятся вблизи источников информации, должны отдавать себе отчет в том, что они могут невольно провоцировать утечку информации. Это относиться и к наивным инженерам, которые обсуждают с другом повышение по службе; менеджеру, хвастливо говорящему слишком много в ходе выставки; секретарше, которая делиться со своим женихом, не говоря уже о коммерсанте, вверяющем свои секреты покупателю.
Большая часть утечки информации происходит из-за небрежности. Так что защита, прежде всего, дело обучения.
Однако бдительность не должна принимать характер паранойи. Разумеется, есть много случаев утечки информации. Если кто-либо задастся такой целью, он найдет средства пробить ту трубу, по которой циркулирует информация и получит то, что желает, как бы тщательно эта информация не была сокрыта.