Потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Потребительское общество — это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей.
Согласно Федеральному закону от 11 июля 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации»*, основными задачами потребительской кооперации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли.
* СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3306.
Закон предусматривает обновление структуры органов управления в потребительских обществах и союзах. Если ранее правление одновременно было представительным и исполнительным органом, то теперь представительный орган, а последний назначает правление как исполнительный орган. Это дает возможность установить строгий контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью потребительского общества. Исполнительный орган — правление — постоянно должно ощущать свою ответственность перед назначившим его советом, который в любой момент может заменить тех, кто не справляется со своими обязанностями или допускает злоупотребления, нарушения.