Как уже отмечалось, классификация форм политико-территориального устройства государства включает в себя прежде всего их основное подразделение на унитарные и федеративные. Нередко к этому добавляется и конфедерация. Но здесь необходима серьезная оговорка, ибо конфедерация — это не форма одного государства, а форма межгосударственного объединения нескольких независимых стран, взаимоотношения между которыми, как известно, регулируются не конституционным, а международным правом. Конституционное право рассматривает проблему конфедерализма лишь постольку, поскольку вхождение какого-либо государства в состав конфедеративного союза накладывает серьезный отпечаток на внутреннее устройство государства. Это же относится к вхождению государства в иные межгосударственные объединения, что часто находит свое отражение и в конституциях соответствующих государств (например, в конституциях государств — членов Европейского Союза).
В свою очередь, унитарные, как и федеративные, государства могут существенно различаться по своему политико-территориальному устройству в рамках каждого из этих двух основных типов такого устройства. Одно дело, например, когда в унитарном государстве нет особых, автономных, самоуправляющихся областей (районов, округов и др.) и оно включает лишь обычные административные территориальные единицы, а другое, если такое государство имеет на своей территории автономии или даже целиком состоит из них, отличается высокой децентрализацией власти и управления и включает те или иные элементы федерализма. Точно так же и федеративные государства могут существенно отличаться друг от друга по составу субъектов федерации, по уровню централизации и др. Подробно об этом говорится ниже в данной главе.