правовое регулирование — установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур;
общее руководство и оперативно-распорядительная работа;
предварительная и текущая координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;
контроль — проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер, в том числе к нарушителям установленного порядка;
учет людских, материальных, денежных и иных средств (ресурсов) для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности и, в частности, ее конечных результатов;
информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
методическое руководство;
кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.
Перечисленные функции характерны для структур исполнительной власти. Их подробное исследование и совершенствование — предмет теории социального управления и ее государственно-правовой модификации — теории государственного управления, выделившейся из теории административного права, но теснейшим образом с ней взаимодействующей, равно как и с практикой администрирования.
Органы исполнительной власти осуществляют процесс управления, включающий выработку и принятие решения, организацию его исполнения, контроль за исполнением и подведение итогов. Характерной чертой исполнительной власти является наличие четкой, иерархически выстроенной системы органов управления и корпуса профессиональных служащих, которыми они укомплектованы. В их распоряжении имеются материальные и денежные средства, людские и информационные ресурсы. В процессе реализации их полномочий обеспечиваются права, обязанности и законные интересы физических и юридических лиц, нормальная деятельность различных организаций государственного и негосударственного секторов экономики. Вот почему вопрос об устройстве исполнительной власти относится к числу важнейших в формировании эффективной российской государственности. Первоочередное внимание при этом уделяется поиску оптимизированных структур исполнительной власти и их взаимоотношениям, правильному определению компетенции каждого ее органа и должностного лица, укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации и ответственности всех государственных служащих. В Послании Президента Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г.* было подчеркнуто, что стала очевидной необходимость дальнейшего реформирования исполнительной власти. При этом отмечена необходимость радикального усиления регулирующих и контрольных функций органов исполнительной власти вместо директивного управления; повышения роли перспективного и текущего прогнозирования для принятия стратегических решений и упреждающих мер; определения форм и методов эффективного взаимодействия исполнительной власти с иными ветвями государственной власти, а также контроля общества за деятельностью государственного аппарата.