Поэтому Правительством принимаются меры для изменения сложившейся ситуации. Основная цель преобразований в жилищно-коммунальной сфере состоит в устранении противоречий между коммерческой устойчивостью предприятий коммунального хозяйства, обслуживающих население, и возможностью оплаты коммунальных услуг со стороны малообеспеченного населения.
Большинство россиян оплачивают лишь часть расходов жилищно-коммунальной сферы — остальное возмещают местные бюджеты, подпитывающиеся, в свою очередь, за счет трансфертов из центра. Города и села тратят на обслуживание коммунального хозяйства до 70% всех средств местных бюджетов, что, конечно, является непосильным бременем для большинства территорий. В то же время дальнейшее увеличение доли населения в оплате коммунальных расходов в условиях его массового обнищания весьма проблематично*.
* Российская газета. 1999. 22 янв.
Учитывая это, Правительство 2 августа 1999 г приняло постановление «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения»*. В нем указана структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений) и порядок оплаты отдельных видов коммунальных услуг. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендовано: обеспечивать оформление договоров найма жилого помещения между нанимателями и собственниками жилья; перевести обслуживание жилищного фонда полностью на конкурсную основу; разработать и утвердить стандарты качества предоставляемых услуг; предусмотреть при формировании расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.