С распадом СССР зависимость России от внешних рынков многократно возросла. Это по-новому ставит вопрос о характере и масштабах взаимодействия с мировым рынком. Реалии социально-экономического развития Российской Федерации — спад производства и затяжной структурный кризис, отсутствие прочных хозяйственных связей внутри СНГ, рост экономической преступности, особенно во внешнеэкономической сфере, усиливающаяся конкуренция на мировых товарных рынках — все это усложняет государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Потребность во внешней торговле обусловливается не дефицитом или излишками собственных товаров. Ее основа — сравнительные издержки производства продукции и услуг: мы покупаем то, что обходится нам дешевле на внешнем рынке, а продаем то, что приносит нам выгоду.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности охватывает ряд отраслей и сфер: торговлю, валютные операции, бартерные сделки и другие формы сотрудничества государств, проводимые на основе международного разделения труда и взаимной выгоды партнеров.
Становление законодательной базы России по регулированию внешней торговли фактически началось с издания Указа Президента от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономческой деятельности на территории Российской Федерации»*, который, по существу, отменил ранее существовавшую государственную монополию внешней торговли, сохранив ее лишь на отдельные виды продукции, сырья.