Французская Декларация прав человека и гражданина, констатировав, что «лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и пороков правительства», закрепила «естественные, неотъемлемые и священные права человека, чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности...». В ней указывалось, что: люди рождаются и остаются свободными и равными в правах; общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы; цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека: свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению; свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому; осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те определенные законом границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами; закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества, а все, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом. В действующей и поныне Декларации были закреплены свободы личности, мыслей, мнений, печати, совести, равенство граждан перед законом, неприкосновенность священной частной собственности и др.
Указанные выше акты исходят из концепции естественной природы и сущности прав и свобод человека, согласно которой эти права и свободы представляют собой естественные, прирожденные свойства личности, вытекающие из самой природы человека, не зависящие от признания или непризнания их государством и связывающие последнее в его деятельности, прежде всего во вмешательстве в жизнь человека и гражданина. Но в этом вопросе имеет место и другая, позитивистская позиция, считающая правами человека только то, что закрепляется за ним государством, выводящая эти права не из природы человеческой личности, а из природы государственной власти, закона и ставящая государство и его органы над личностью. Современная демократическая доктрина прав и свобод человека и гражданина как бы возрождает естественно-правовую концепцию и в то же время развивает и обогащает ее, связывая эти права и свободы как с собственной природой человека, так и с природой и характером того общества, в котором данной личности приходится жизнедействовать.