Отдел вневедомственной охраны при УВД г.Ухта

Народовластие или суверенитет народа

* Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997. С. 96.

Правовое государство несовместимо с беззаконием, самоуправством, диктатурой, субъективизмом, своеволием в политике и практике, характерными для авторитарных и тоталитарных государств, с разгулом преступности и коррупции, клановостью и закулисными политическими интригами и т.д. Адекватной социальной основой такого государства является гражданское общество, т.е. общество развитых общественных отношений, высокой общей и политико-правовой культуры, социально-политической активности его членов, отделенное и независимое от государства, строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства. Признание со стороны гражданского общества — источник легитимности государственной власти и правовой системы, что в свою очередь служит важнейшей гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе. Выступая против отождествления общества и государства, доктрина правового государства вместе с тем исходит из недопустимости противопоставления их друг другу, из признания необходимости достижения их по возможности гармоничного взаимодействия на правовой основе.

В ряде конституций демократических стран государство не только именуется правовым, но и раскрывается суть этого наименования. Так, ст. 3 Конституции Португалии указывает, что «государство подчиняется Конституции и опирается на демократическую законность». Однако в конституциях может и не говориться прямо о правовом характере государства, но его суть может быть достаточно определенно и недвусмысленно выражена в основном законе страны. Например, ст. 20 Основного закона ФРГ устанавливает, что в ней «законодательство связано конституционным строем; исполнительная власть и правосудие — законом и правом». Проведенное здесь различение «закона» и «права» имеет принципиальное, методологическое значение для понимания сути правового государства. Оно направлено против отождествления права и закона, содержания и формы. И точно так же, как закон может иметь (например, в фашистских, расистских, тоталитарных и иных странах) и неправовой и даже противоправный характер, так и не всякое государство, опирающееся на соответствующее законодательство, является правовым. Главное в том, каким — правовым или неправовым — законом руководствуется данное государство, служит ли оно соблюдению, обеспечению и защите всеобщих прав и свобод личности. Показательно в этом отношении то, что в Конституции Испании (ст. 1), например, не только в общей форме говорится о правовом характере государства, но и то, что она «провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм». В Конституции Польши (ст. 2) указывается, что «Польша есть демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости», и что «органы публичной власти действуют на основе и в границах права» (ст. 7).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5

« Глава 5. Государство как конституционно-правовой институт | Социальное государство »
Конституционное право
Отдел вневедомственной охраны при УВД г. Ухта
Hosted by uCoz