Отдел вневедомственной охраны при УВД г.Ухта

Предыстория науки конституционного (государственного) права

Предыстория науки конституционного (государственного) права. История выдвижения и разработки идей о наилучшем устройстве государства и общества уходит далеко в глубокую древность, поскольку эти идеи зарождаются фактически одновременно с появлением государства. Среди них достойное место занимали и те из них, которые мы теперь относим к числу важнейших вопросов конституционного (государственного) права. К ним прежде всего должны быть отнесены проблемы сущности и предназначения государства, его соотношения со свободными гражданами и особенно различных форм правления. Первоначально эти идеи носили во многом отрывочный характер, но уже с времен двух последних тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества (в первую очередь памятники древнекитайской и древнеиндийской политико-правовой культуры) и такие выдающиеся и достаточно систематизированные политико-правовые произведения, как «Государство» («Республика»), «Политика» и «Законы» Платона (427—347 до н.э.) и «Политика», а также «Афинская политика» Аристотеля (384—322 до н.э.).*

Понятие «политика», берущее свое начало от греч. polis, т.е. древнегреческий город-государство, использовалось тогда в очень широком смысле, включая в себя не только собственно политические, правовые, но и социальные, экономические, этические и иные проблемы в современном их понимании.

Развиваясь как составная часть единой, всеохватывающей, нерасчлененной философской науки, политико-правовые идеи Платона и Аристотеля, как и других мыслителей древности и средневековья, носили во многом общий, философско-религиозный характер. Политика рассматривалась как знание о высшем благе и счастье государства-полиса и его граждан, а государство, которое тогда еще не отграничивалось от общества, — как высшее воплощение разума, справедливости и права. Поэтому главную задачу политического знания мыслители и политики древности усматривали в нахождении оптимального устройства государства. Не случайно в их трудах столь большое и важное место занимает весьма подробный и очень глубокий для своего времени анализ многообразных форм государства и выбора наилучшей из них. Уже тогда они говорят о таких государственных формах, как монархия, демократия, аристократия, олигархия, тирания. Симпатии Платона склонялись сперва к аристократии как правлению нескольких мудрейших и старейших философов, а позднее — к смешанной форме, сочетающей признаки монархии и демократии, а Аристотеля — к политии как смешанной форме государства, соединяющей в себе преимущества аристократии, олигархии и демократии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5

« Конституционное право как учебная дисциплина | Становление и развитие науки конституционного права »
Конституционное право
Отдел вневедомственной охраны при УВД г. Ухта
Hosted by uCoz