Отдел вневедомственной охраны при УВД г.Ухта

Предыстория науки конституционного (государственного) права

Широко и подробно исторический аспект политико-правовых, в том числе и государственно-правовых идей и концепций, в различные периоды и в разных странах излагается в курсе «История политических и правовых учений». Тем не менее здесь важно хотя бы обозначить имена тех, кто внес особенно весомый вклад в развитие соответствующих государственно-правовых идей и подготовил тем самым базу для позднейшего выделения конституционного (государственного) права в качестве самостоятельной науки — отрасли правоведения. Это тем более важно сделать, что в нашем Институте государственного управления МГИМО (Университета) указанный курс не излагается. Интересующихся специально этой проблематикой отсылаем к солидной научной и учебной литературе по данному курсу.*

* История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. B.C. Hерсесянца. М., 1997; пятитомная «История политических и правовых учений» / Под ред. B.C. Нерсесянца. Т. 1. М., 1985; Т. 2. М., 1986; Т. 3. М., 1989; Т. 4. M., 1993. Т. 5. М., 1995; История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О.Э. Лейста, М., 1991; Богданова Н.А. Наука советского государственного права. М., 1989; Куприц Н.Я. Из истории науки советского государственного нрава, М., 1971; Нерсесянц B.C. Философия нрава. М., 1997; и др.

В период средневекового засилия богословия с его утверждением примата церкви над государством и преимущества церковной власти перед светской, государственной выделяются имена Аврелия Августина (354—430) и Фомы Аквинского (1225 или 1226—1274), много внимания уделивших обоснованию разделения власти на светскую (государственную) и духовную (церковную), их соотношению и взаимодействию, самостоятельности каждой из них и невмешательству их в дела друг друга. Идеалом государства для Августина является «христианское государство», в котором все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог. (Божественное провидение лежит в основе появления государства, а его развитие, по Августину, предопределено им.) Власть для него — не личная собственность, а средство обеспечения мира, справедливости и согласия в отношениях между правителями и подданными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5

« Конституционное право как учебная дисциплина | Становление и развитие науки конституционного права »
Конституционное право
Отдел вневедомственной охраны при УВД г. Ухта
Hosted by uCoz