* СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540.
** СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3303.
*** СЗ РФ. 1999. № 19. Ст. 2302.
**** СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; 1999. № 51. Ст. 6287.
При переходе от внеэкономических отношений к экономическим, от взаимоотношений «начальник — подчиненный» к отношениям «производитель — потребитель» государство все большее внимание уделяет защите интересов потребителя. В интересах своего бизнеса производители могут объединяться, образуя союзы, ассоциации, что и происходит сейчас в России. Потребители же разрознены и потому нуждаются в защите государства. И поскольку одним из важнейших признаков рыночной экономики является то, что государство отчуждено от производителя и представляет интересы потребителя, именно в этом случае возможно равновесие на арене противоборства производитель — потребитель.
Каким же образом это обеспечивается? Во-первых, заботой государства об образовании, здравоохранении, науке, об удовлетворении духовных запросов, в частности в сфере культуры, о защите стариков, детей, неимущих, а также окружающей среды, об охране правопорядка и обеспечении безопасности населения. Во-вторых, заботой государства о потребительском рынке — должно быть достаточно продовольствия, жилья, одежды и обуви, необходимых услуг, машин, производящих все это, сырья и материалов. Здесь государство особенно активно использует экономические рычаги, побуждая производителя выпускать продукцию, нужную потребителю, и продавать ее по доступным ценам, предостерегает от производства ненужной и неэффективной продукции, наказывает производителей за алчность, создает условия для привлечения зарубежных производителей и одновременно охраняет интересы отечественных, стимулирует банковские кредиты.