После 1 июля 1994 г. начался второй этап приватизации — денежный. Главными задачами приватизации государственных и муниципальных предприятий после завершения действия приватизационных чеков являются: повышение эффективности экономики в целом и деятельности отдельных предприятий; формирование широкого слоя частных собственников; привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных; содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения и защите прав частных собственников, в том числе акционеров.
Средства, вырученные в результате приватизации, поступают в доход государства. К сожалению, они не столь значительны, что является следствием ошибок, допущенных в ходе приватизации. По подсчетам экспертов, например, только упущенная выгода из-за недооценки продаваемой государством нефтяной собственности достигла за 7 лет реформ 400 млрд. долл., т.е. суммы, в 16 раз превышающей среднегодовой бюджет страны. Постфактум заведено 36 тысяч уголовных дел по поводу экономических правонарушений в процессе приватизации*.
* Российская газета. 2000. 25 янв.
По вопросам предпринимательства и приватизации издано уже немало нормативных актов. Основополагающее значение имеют Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»*, Федеральные законы от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»**, от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)***», от 30 января 1994 г., которым с 1 января 1995 г. введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации****, Указ Президента от 29 июня 1998 г. «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства»*****, постановление Правительства от 31 декабря 1999 г. «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»******.