Третьим элементом совокупной формы государства, наряду с формой правления и государственно-политическим режимом, является форма политико-территориальной организации государства, отражающая связь устройства государственной власти с территориальной структурой государства. В этом главная специфика данной государственной формы, поскольку две другие рассмотренные выше формы государства выявляют качественно иные стороны в организации, функционировании и деятельности государственной власти (см. гл. 6 и 7).
Любое государство, как известно, имеет свою территорию, определяющую пространственные пределы распространения его власти. Как отмечается в ст.9 Конституции Беларуси, ее территория является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Масштабы и структура территории оказывает существенное влияние на организацию государственной и иной публичной власти и ее формы. В целях наилучшего осуществления этой власти ее организация обычно привязывается к структурным частям территории данного государства. В одних случаях это могут быть только обычные административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.); в других — особые автономные территориальные образования (автономные области, автономные округа, автономные районы и др.); в-третьих — более или менее самостоятельные государства или подобные им образования (республики, штаты, земли и другие субъекты федерации и др.). В зависимости от характера и структуры составных частей территории государства и взаимоотношений между ними и государством в целом страны по форме своей политико-территориальной организации подразделяются прежде всего на унитарные и федеративные, каждое из которых в свою очередь включает определенные разновидности.