Отдел вневедомственной охраны при УВД г.Ухта

Глава 8. Формы политико-территориальной организации государств и их объединений

* См.: Арановский K.B. С. 90 и след., Михалева Н.А. Указ. соч. С. 198 и след., Боглай M.B. Указ. соч. С. 284 и след.

** Этот последний термин широко использует В.Е. Чиркин (см.: Чиркни B.E. Конституционное право зарубежных стран. С. 155 и след., Сравнительное конституционное право. С. 468—469 и след.). В принципе против этого нет серьезных возражений, ибо он, несомненно, отражает суть и специфику данной проблематики и используется автором нередко как синоним «политике территориальной организации государства». Тем не менее более адекватным нам представляется последнее понятие, ибо в нем исходным, основным, родовым является указание па территориальный характер организации (устройства) государства, а выделение се политического аспекта дополнительным, производным, видовым признаком.

Политико-территориальное устройство, с одной стороны, отличается, как уже отмечалось, от экономико-территориального и природо-территориального устройства; а с другой — включает в себя как государственно-территориальное, так и административно-территориальное устройство страны. В этой связи представляется неудачным традиционное подразделение территориальной автономии на политическую и административную, поскольку последняя, будучи непосредственно связанной с устройством публичной (государственной и негосударственной, общественно-самоуправленческой) власти, также не может не носить политического характера. Более правильным и точным было бы подразделение территориальной автономии на государственно-политическую и административно-политическую. В литературе уже отмечалась условность деления такой автономии на политическую (законодательную) и административную.* Показательно и то, что в учебниках используются в этой связи и такие понятия, как «политико-административные единицы» и «политико-административные территориальные единицы».** Немаловажно также отметить, что и в некоторых современных конституциях используется понятие «политико-административная автономия». Так, ч. 2 ст. 6 Конституции Португалии говорит об «автономных областях, имеющих политико-административные статуты и собственные правительственные органы», а ст. 227 — о «политико-административной областной автономии».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

« Демократизм государственно-политического режима России | Унитарная форма государства »
Конституционное право
Отдел вневедомственной охраны при УВД г. Ухта
Hosted by uCoz