Отдел вневедомственной охраны при УВД г.Ухта

Глава 8. Формы политико-территориальной организации государств и их объединений

Важно подчеркнуть, что при определении политико-территориальной организации государства речь должна идти не об «организации территории государства», как это утверждается в некоторых учебниках,* а об организации государства, его власти и управления в связи с территориальным устройством страны. При всей теснейшей взаимосвязи между «организацией территории государства» и «территориальной организацией государства» — это качественно различные явления и соответствующие понятия. Организация территории государства может носить и действительно носит многоплановый характер, в том числе и неполитический (например, природно-географический и производственно-экономический). Каждому хорошо известно, что природно-географическое, как и производственно-экономическое районирование далеко не совпадает с политико-территориальным и не включается в него. Когда же говорится об унитарной или федеративной форме государства, то имеются в виду различные формы или виды не любой организации территории государства, а именно политико-территориальной организации государства или, как сказано в иных учебниках, о «территориальной организации публичной власти».**

* См., напр.: Конституционное право/Под ред. В.В. Лазарева. С. 262., Конституционное право / Под ред. А.С. Козлова. С. 195 и след.

** См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть/ Под ред. Б.А. Страшуна. С. 653 и след.

Долгое время под влиянием прежде всего неправомерной абсолютизации положений «сталинской» Конституции СССР 1936 г., соответствующий раздел которой носил название «Государственное устройство», у нас при освещении данной проблематики широко использовалось обобщающее понятие «государственное устройство». Несмотря на неоднократную и многолетнюю аргументированную критику, это понятие, к сожалению, и сегодня в таком смысле используется в нашей учебной и иной литературе.* Между тем неудачность, двусмысленность его достаточно очевидна: по точному смыслу его содержания оно не отражает специфику той проблематики, которая в связи с ним рассматривается. В самом деле, разве формы правления и государственно-политические режимы не имеют прямого отношения к устройству государства и не могут рассматриваться как формы государственного устройства. Строго говоря, в государственное устройство и его формы должно быть включено и многое из того, что содержится в характеристике основ конституционного строя, конституционного статуса личности, системы государственных органов и др. Иными словами, понятие «государственное устройство» и «формы государственного устройства» — это значительно более широкие, родовые понятия по отношению к таким понятиям, как «политико-территориальная организация государства», «формы государственно-территориального устройства», «территориально-политическое устройство государства и его формы» и др.**

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

« Демократизм государственно-политического режима России | Унитарная форма государства »
Конституционное право
Отдел вневедомственной охраны при УВД г. Ухта
Hosted by uCoz