Отдел вневедомственной охраны при УВД г.Ухта

Государственно-политический режим

Такая сравнительно высокая подвижность данной формы государства, сложность ее четкой характеристики и возможность, а часто и реальность несовпадения соответствующих правовых норм и действительности приводят к тому, что, в отличие от других государственных форм, государственно-политический режим не так прямо, конкретно и адекватно закрепляется в конституциях стран мира, хотя определенные общие характеристики и отдельные его элементы отражаются в них и в другом законодательстве. Чаще всего термин «режим» вообще не используется в конституциях, хотя в отдельных из них говорится, например, о «республиканском режиме», «демократическом режиме», «режиме власти» и др. Обычно речь идет об общей формуле «демократическое государство» или «демократическая республика» (конституции ФРГ, Франции, Италии, Индии, Перу, Ирландии, Румынии, Казахстана и многие др.). В некоторых конституциях встречаются и определенные дополнения. Например, в Конституции Бразилии говорится о легитимном демократическом государстве, в конституциях Испании и Португалии — о «правовом демократическом государстве», в Конституции Эквадора — об ответственном и альтернативном правлении. При этом опять-таки необходимо всегда помнить о том, что не так уж редко демократическим государством именуют себя в конституциях и те страны, которые таковыми далеко не являются.

Независимо от тех или иных конкретных конституционных формулировок определение действительного государственно-политического режима какой-либо страны требует учета следующих основных параметров: 1) характера государственной власти, ее источника, целей и задач (народовластие; монархическая власть; диктатура той или иной социальной группы, слоя, класса); 2) политико-правового статуса личности, характера ее взаимоотношений с государством и отношения государства к признанию человека высшей ценностью; 3) реального отношения государства к необходимости подчинения всей деятельности государственной власти праву и закону; 4) признания или непризнания принципа разделения властей, реального его осуществления и характера взаимодействия между этими властями; 5) установления и практического применения (или неустановления и неприменения) принципов политического и идеологического плюрализма, свободы оппозиционной деятельности, учета мнения меньшинства и др.; 6) реального осуществления принципа партиципации, т.е. свободного и активного участия граждан в управлении страной; 7) уровня централизации (децентрализации) государственной власти и развития местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5

« Глава 7. Государственно-политические режимы | Демократический и либеральный режимы »
Конституционное право
Отдел вневедомственной охраны при УВД г. Ухта
Hosted by uCoz