Отдел вневедомственной охраны при УВД г.Ухта

Государственно-политический режим

Нет жесткой и необходимой связи между государственно-политическим режимом и другими формами государства. Демократическими, как и недемократическими, могут быть как республики, так и монархии, как унитарные, так и федеративные государства. Но это не значит, что государственно-политический режим не оказывает существенного влияния на две другие формы государства и обратно. Как показывает исторический и современный опыт, недемократический государственно-политический режим способен ограничить, например, возможности реального осуществления принципов республиканизма или серьезно исказить и даже сделать практически невозможным реализацию принципов федерализма; с другой стороны, например, абсолютная и дуалистическая монархии, как и суперпрезидентская республика, могут благоприятствовать утверждению авторитарного государственно-политического режима.

Государственно-политический режим неправомерно отождествлять с политической системой общества, хотя одновременно было бы неверным не видеть совпадения во многом этих явлений. Второе значительно шире первого, ибо включает в себя разносторонние основы политической жизни страны, а не только одну из форм государства. Кроме того, главное в политической системе — сущность и структура всей политической власти, статус различных субъектов политики и отношения между ними, а в государственно-политическом режиме — способы и методы лишь государственного властвования, взятые в органической связи с политическими условиями его осуществления.

Важным является и вопрос об основной классификации государственно-политических режимов. Поскольку основания для их подразделения могут быть самые разные, то и сама такая классификация может быть различной. Но и в рамках имеющегося многообразия мнений необходимо выделить главную классификацию, наиболее емко и четко выражающую существо основных типов (классов) проявления данного явления. В свете сказанного выше о теснейшей, органической связи государственного и политического режимов, о включенности первого во второй и их неразделимости, представляются неплодотворными поиски в науке конституционного права каких-то совершенно новых классификаций, отличных от той, которая утвердилась как основная в политологии, как это предлагается в отдельных изданиях.* Именно потому, что в науке конституционного права государственный режим не может рассматриваться иначе, как в контексте и как важнейшая часть, ядро политического режима, целесообразно в этой науке вести речь о государственно-политических режимах и принять и в ней в качестве общей и основной их классификации подразделение этих режимов по такому системному критерию, как подлинное отношение к демократии. По этому основанию государственно-политические режимы должны быть подразделены прежде всего на демократические и недемократические, а затем первые — на собственно, последовательно демократические, либеральные, либерально-демократические, а вторые — на авторитарные и тоталитарные. Сказанное не означает ни то, что в науке конституционного права не может быть предложена и своя классификация указанных режимов ни то, что и в политологии и в науке конституционного права они будут изучаться одинаково. Суть дела в другом: нельзя искусственно разрывать изучение демократических и недемократических государственно-политических форм в политологии и в науке конституционного права; последняя должна опираться на достижения политологии, конкретизируя и развивая их.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5

« Глава 7. Государственно-политические режимы | Демократический и либеральный режимы »
Конституционное право
Отдел вневедомственной охраны при УВД г. Ухта
Hosted by uCoz